joomlarulit.com

«Первая школа в Чуне, даже не школа, а оборудованный для обучения класс  в двухэтажном доме по улице Школьная, появилась в 1947 году. С утра учились 1 – 3 классы, с 14  часов – 2-4. В эту школу в 1948 году поступили во второй класс Гольцова Нина Ивановна  и  Ильинский Владимир Серафимович.    Через год появилась школа – семилетка на месте бывшего детского сада № 49 (за ж/д поликлиникой), а в 1951 оду открылись двери школы  № 90, правда тогда она не имела ещё никакого номера и была просто школой.

 

Первым директором школы стал ветеран Великой отечественной войны Афанасий Афанасьевич Ивашин. Помимо директорства он вёл уроки истории и уроки труда для мальчиков.
«На открытии школы, на её крыльце вместо оркестра призывно и радостно надрывался аккордеон. Всем было хорошо – и детям, и родителям»
(из воспоминаний ветеранов образования Гольцовой Н.И. и Семеняк З.Д.)

В небольшом одноэтажном и деревянном поселке, где жителями были железнодорожники и работники строящегося предприятия – ДОКа, единственным кирпичным и двухэтажным зданием была школа. Она имеет длинную историю, ее судьба неразрывно связано с судьбой поселка, и с судьбой страны. В свое время в Чунском районе находился самый крупный в стране лагерь для японских военнопленных, их руками и руками других заключённых построено здание школы. Смело можно сказать - строили на совесть. Школа получилась светлая, с большими классными комнатами, с большим залом на втором этаже, который служил коридором, с собственной котельной. Вокруг школы пустырь, за школой на небольшом расстоянии лес, куда ходили за ягодами и грибами. На плечи Афанасия Афанасьевича легли заботы по обеспечению школы мебелью, наглядными пособиями, по обустройству пришкольной территории, по формированию коллектива учителей и учащихся. В 1951 году средняя школа (без номера) состояла в ведомстве Алзамайского РОНО. С 1952 года в связи с реорганизацией Тайшетского и Алзамайского районов школа перешла в ведомство Чунского РОНО, а в 1959 году передана в систему МПС Восточно-Сибирской железной дороги и ей присвоен номер 90. В 1970 году средняя школа стала политехнической.

В 1992 году из системы МПС школа была передана в ведение РОНО Чунского района. Ей должен был присвоен номер 30, но по многочисленным просьбам родителей, педагогов и учащихся оставлен ее исторический номер 90.

За годы существования школы менялось руководство.

Директорами школы в разные годы были:

  • Ивашин Афанасий Афанасьевич,
  • Куницин Анатолий Михайлович,
  • Куценко Тамара Николаевна,
  • Калачев Павел Григорьевич,
  • Башков Петр Михайлович,
  • Приходько Мария Яковлевна,
  • Исупов Геннадий Степанович,
  • Средний Петр Борисович,
  • Кузнецова Вера Сергеевна (1981 – 1983),
  • Окружнов Владимир Владимирович (1983 – 1995 г),
  • Падалко Николай Николаевич (1995 – 2000 г),
  • Окружнов Владимир Владимирович (2000 – 2004 г),
  • Потоцкая Лидия Александровна (2004 …).

Особым этапом в развитии школы стал 1959 год. Тогда 14 ноября школу передали в Министерство путей сообщения. Ее директором стал П.М. Башков. С его приходом вид школы стал меняться в лучшую сторону. Вокруг школы посадили деревья, разбили клумбы, соорудили фонтан, установили у входа бюсты М.В.Ломоносова и А.С.Пушкина.

С помощью руководителей ДОКа и родителей построили мастерские, где разместились швейный и слесарный цеха, цех по деревообработке и механический  цех. Механический цех был оснащен производственными станками. В нем учащиеся под руководством Соболева П.Ф. Шашловаделали школьную мебель: лабораторные столы, парты, кафедры для учителя. Мебель продавали школам ВСЖД. Начали строительство спортзала и  гаража.

В пришкольном интернате, в котором работала Ощепкова Римма Александровна, сделали водяное отопление вместо печей. За территорией школы организовали опытный участок, стали закладывать дендрарий. Для ребят увлекающихся музыкой, приобрели духовые и струнные инструменты и организовали оркестр. Школа активно пополнялась новыми техническими средствами обучения.
Было организовано производственное обучение (первым завучем по производственному обучению был Яковенко Л.С.)
Ежегодно проводился праздник «За честь школы», к которому готовились учителя и все учащиеся, каждый ученик что-то создавал своими руками. В конце учебного года организовывалась выставка творческих работ. Награждались лучшие классы, отличившиеся в учебе, труде, общественной работе учащиеся, получали различные поощрения от наставников.

Заместители директора по УВР:

  • Брюханова Тамара Николаевна
  • Черепанова Нина Антоновна
  • Исупов Геннадий Степанович
  • Янушковская Елена Ивановна
  • Малиновская Алла Максимовна
  • Кузнецова Вера Сергеевна
  • Шнякина Людмила Анатольевна
  • Боришкевич Светлана Станиславовна
  • Рукосуева Ольга Павловна

Учителя, работавшие с 1953 года:

Буланова А.В., Болдина З.И., Цибизова Н.И., Яценко Е.Т., Яшанина В.Н., Давыдова Т.К., Янушковская Е.И., Акимова Н.Н., Черепанова Н.А., Жарникова П.И., Антипина Л.И., Поздеева А.В., Волосковская О.Т

С 1958 года по 2000-ые годы в разное время работали:
Бурых (Пихтарева) Галина Ивановна, Зуева Антонина Иннокентьевна, Цыба (Сапончикова) Тамара Павловна, Болдырева Зинаида Герасимовна, Новикова (Шелпакова) Любовь Сергеевна, Галышева Валентина Александровна, Днепровская Анна Григорьевна, Мельниченко Варвара Павловна, Яковенко Аграфена Федоровна, Тимофеева Татьяна Ивановна, Кузнецова Тамара Петровна, Ермолаева Мария Федоровна, Марченко Леонид Иванович, Борзых Ольга Тимофеевна, Дурас Владимир Александрович, Дурас Зинаида Ивановна, Редькина Валентина Ивановна, Поляков Борис Федорович ,Краснова Екатерина Семеновна, Яковенко Раиса Семеновна, Киселев Александр Васильевич, Полянский Виктор Николаевич, Чуков Владимир Павлович, Емелина Римма Степановна, Голубева Евдокия Павловна, Ощепкова Римма Александровна (воспитатель интерната), Борисова Ефросинья Устиновна, Приходько Мария Яковлевна, Мельникова Зоя Михайловна, Паламарчук Надежда Федоровна, Средняя Руфина Савельевна, Жилкина Римма Николаевна, Гребенникова Татьяна Владимировна, Юраш (Бикульчене) Антонина Григорьевна, Филатова Антонина Ивановна, Плевины Игорь Георгиевич и Сталина Константиновна, Граф (Девяток) Вера Георгиевна, Закутнева Валентина Александровна, Смирнова Клавдия Александровна, Абрамова Ирина Сергеевна, Свёндер Мария Ивановна, Кудина Надежда Павловна, Иванова Альбина Павловна, Веденюкова Елена Анатольевна, Карпец Виктория Олеговна, Васильева (Аветисова) Ольга Владимировна, Карпенко Галина Алексеевна, Тимофеева Раиса Николаевна, Кудрявцева Татьяна Фёдоровна, Галиулина Любовь Владимировна, Лопаева Людмила Николаевна, Пуляевская Татьяна Ефремовна, Тужилкова Евдокия Герасимовна, Луничкина Татьяна Петровна, Грунин Александр Иванович, Смолина Галина Васильевна, Полосков Борис Николаевич, Миколюк Александр Николаевич, Габдерахманова Надежда Константиновна, Тудаков Алексей Александрович, Валова Эмилия Марлесовна, Левшакова Марина Афанасьевна, Игнатьева Валентина Васильевна, Гольцова Нина Ивановна, Беляева Клавдия Сергеевна, Игошина Ольга Евгеньевна, Сенникова Валентина Александровна. Акимова Надежда Николаевна, Рукосуева Антонина Фёдоровна, Спирина Людмила Михайловна.

Ныне и уже много лет работают: Ведерова Галина Александровна, Шнякин Евгений Александрович, Шурыгина Нина Вениаминовна, Рубанова (Фролова) Надежда Михайловна, Большова Валентина Николаевна, Немировская Наталья Петровна, Мозжанова Любовь Ивановна, Познахирко Галина Васильевна, Синицына Валентина Андреевна, Чекуленко Марина Николаевна, Фролова Наталья Николаевна, Жиган Марина Николаевна, Чупина Наталья Васильевна, Михейко Марина Александровна, Перминева Нина Павловна, Канина Мария Дмитриевна, Падалко Николай Николаевич, Таранова Елена Геннадиевна, Лазарь Галина Кузьминична, Круглик Михаил Михайлович, Окружнова Антонина Иннокентьевна, Боровая Анна Олеговна, Рафальская Наталья Николаевна, Новикова Ольга Анатольевна, Чуйко Лариса Тимофеевна, Гнидина Ирина Алексеевна, Прожерина Анжелика Григорьевна.

Многие нынешние учителя школы №90 это её выпускники:

  • Гольцова Н.И., учитель биологии и химии «Отличник народного образования»,
  • Игнатьева В.В. учитель русского языка и литературы, «Почетный работник общего и среднего образования РФ», (1954 г, первый выпуск школы),
  • Малиновская А.М., учитель математики, «Отличник народного образования», (в 1951 году пошла в 1 класс новой школы и давала первый звонок на ее открытии),
  • Кульберц А.А., учитель английского языка,
  • Котова Г.А., учитель математики,
  • Важенина О.С., учитель математики,
  • Буженко Ю.В., учитель физической культуры,
  • Ахметова Н.В., учитель географии,
  • Самойлова Н.Д., учитель немецкого и английского языка,
  • Митина Н.В., психолог
  • Торопова Т.Н., педагог-психолог,
  • Попова А.Н., социальный педагог,
  • Валеева Н.К., педагог-организатор,
  • Фролова Н.Н, учитель русского языка
  • Филатова Г.К., учитель русского языка,
  • Рогалева Н.К., учитель английского языка

Учителя, имеющие государственные награды:

  • Средняя Руфина Савельевна награждена медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина;
  • Волосковская Ольга Тимофеевна - медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина;
  • Кузнецова Вера Сергеевна – медалью «За освоение целины».
  • Учителя, награжденные нагрудным знаком «Отличник народного просвещения РСФСР» или знаком «Почетный работник общего образования»:
  • Малиновская Алла Максимовна, Акимова Надежда Николаевна,
  • Семеняк Зинаида Дмитриевна, Грибовская Валентина Алексеевна,
  • Гольцова Нина Ивановна, Шурыгина Нина Вениаминовна,
  • Рукосуева Ольга Павловна, Большова Валентина Николаевна,
  • Познахирко Галина Васильевна, Шнякина Людмила Анатольевна,
  • Сенникова Валентина Александровна, Кузнецова Вера Сергеевна,
  • Средняя Руфина Савельевна, Игнатьева Валентина Васильевна
  • Потоцкая Лидия Александровна Пихтарева Галина Ивановна
  • Педагоги, награжденные Грамотой Министерства просвещения РСФСР:
  • Смолина Галина Васильевна, Познахирко Галина Васильевна,
  • Шнякина Людмила Анатольевна, Малиновская Алла Максимовна,
  • Кузнецова Вера Сергеевна, Игнатьева Валентина Васильевна,
  • Соболев Петр Филиппович – награжден знаком «Почетный железнодорожник»,

Количество учащихся в процессе существования школы менялось в зависимости от количества населения Чуны. В 80-ые годы количество детей приблизилось к 1600, школа просто не вмещала такое количество детей и обучение в 1992 году проводилось в 3 смены. В связи с этим в том же 1992, а затем в 1995 от большой школы отделились две самостоятельные начальные школы № 23 и № 24, и с 1995 года в школе обучаются 5 – 11 классы, таким образом, количество учащихся уменьшилось.

Количество выпускников получивших полное среднее образование каждые 10 лет:

1954 – 1960 г – 150 выпускников;

1960 – 1970 г – 371 уч-ся;

1970 – 1980 – 466 уч-ся;

1980 – 1990 г – 374 уч-ся;

1990 – 2000 г – 565 уч-ся;

2000 – 2013 г – 964 уч-ся.

Профиль.

С первых лет открытия школы велись кружки, в которых дети получали первичные навыки рабочих профессий, связанных с железной дорогой. В кружке «Юный железнодорожник» (руководители Волосковская О.Т., Соболев П.Ф., Ивашин А.А.) знакомились с профессиями, обслуживающими железнодорожный транспорт. На занятия приглашались специалисты – железнодорожники. Практические навыки кружковцы получали, выезжая в г. Иркутск, работая на «Малой железной дороге».

В кружке технического моделирования (руководитель Соболев П.Ф.) дети подробно знакомились с устройством электровозов и конструировали действующие модели электровозов и модели действующей железной дороги. 

Все это давало возможность после окончания школы работать на железнодорожном транспорте, или продолжать учебу в железнодорожных учебных заведениях. И этой возможностью воспользовались Брюханов Станислав, Брюханов Виктор, Брюханов Сергей, Брюханов Александр, Довгаль (Нежевляк) Татьяна, Перетокин Анатолий, Воробьёва Людмила, Донцова Ирина, Рукосуев Сергей, Михин Александр, Зенкина Ольга, Зенкин Алексей, Коледа Олег, Топанов Сергей и многие многие другие.
С 1959 по 1966 год по экспериментальной программе учащиеся одного класса делились на группы, которые обучались по специальностям: шофер, автослесарь, электрик, столяр. Преподавателями были специалисты различных предприятий, специалисты-производственники. Практические занятия проходили в цехах Чунского ДОКа 3 дня в неделю. По окончании школы ребята сдавали экзамены по специальности и получали вместе с аттестатом о среднем образовании свидетельство о присвоении профессии определенного разряда. Свидетельство давало возможность сразу после школы работать по специальности. Учащиеся, обучающиеся профессиям столяра и швеи, проходили практику в школьных мастерских, выполняя заказы от населения и предприятий.
В 2006 году вновь были открыты профильные и предпрофильные классы в старшем звене. Классы с допрофессиональной подготовкой: с получением профессии швеи, секретаря со знанием ПК, водителя категорий «В» и «С» и профильный психолого-педагогический класс. После обучения в этом классе большинство учащихся поступали в педагогические ВУЗы и училища. На базе этих классов активно действовал вожатский отряд «Исток», где прививались первоначальные педагогические навыки. Во время летнего оздоровительного сезона ребята охотно работали в ДОЛ при школах и в районном летнем оздоровительном лагере «Радуга».

На базе школы была создана экспериментальная площадка областного центра образования по ускоренному заочно-модульному обучению с использованием современных информационных технологий. Ребята проходили  два года обучения за один год. По этой программе учились ребята со всего района. ИКТ в этих классах вела Ирина Алексеевна Гнидина. В этих классах работали самые опытные учителя, имеющие высокую квалификационную технологию: Кузнецова В.С., Гольцова Н.И., Ведерова Г.А., Большова В.Н., Рукосуева О.П., Фролова Н.М., Боришкевич С.С., Михейко М.А.

Сотрудничество с другими структурами.

Руководители школы в разные годы тесно сотрудничали с руководством станции Чуна, с руководством ВСЖД, с лесопромышленными предприятиями и конечно же с ДОКом (ЧЛЗК), Баерским лесхозом, администрацией Чунского МО.
Долгое время при школе работало Школьное лесничество, его возглавляли работники Баёрского лесхоза Дмитриева М.И. и Земляков Е.Н. Курировали работу учителя биологии Гольцова Н.И., Окружнов В.В., Окружнова А.И..
Помощниками школы в воспитании всегда являлись и являются районная библиотека, «школа ремесел», клуб «Железнодорожник».
Установлено сотрудничество с высшей школой, а именно – с Иркутским Государственным педагогическим университетом, с которым заключен договор. Преподаватели университета приезжают в школу с лекциями, проводят для учащихся 90-ой школы дни открытых дверей. Для ребят школы в этом высшем учебном заведении согласно договору созданы определенные льготы при поступлении.
Активно школа сотрудничает с местными СМИ, с коллективами школ района, с ветеранскими организациями, с индивидуальными предпринимателями.
В процессе работы школа оказывала населению и платные услуги: по изготовлению школьной мебели, почтовых ящиков, лопат и мётел, швейной продукции, платным было и обучение в заочно-модульных классах (ЗМО). Цену на обучение устанавливал областной центр образования (ОЦО)

Традиции.

С первых лет открытия школы традиции создавались, множились и обновлялись. Из архивов и воспоминаний бывших учащихся, ветеранов известно, что активно действовала пионерская организация, а позже, когда учащиеся достигали 14-ти летнего возраста, и комсомольская организация.
Проводились праздничные утренники, вечера, диспуты, интересные пионерские сборы и комсомольские собрания. Каждую осень учащиеся под руководством учителей выезжали в соседние совхозы на уборку урожая. А в каникулярное время ездили на экскурсии в различные города страны.
Менялось руководство школы, совершенствовались традиции, появлялись новые.
В школе работало более 20 кружков: краеведческий, духовой и струнный оркестры (рук. Киселев А.В.), хор, в котором участвовало до 100 человек (руководитель Балкувене Л.А), танцевальный кружок и другие.
Каждое лето краеведы под руководством директора Башкова П.М. уходили в походы по реке Чуне, в тайгу, самолетом летали в Среднюю Азию, в Червянку Чунского района. Накапливались материалы для комнаты боевой и трудовой славы, собирали экспонаты для музея, записывали старинные обряды.
Создавались агитбригады, которые выезжали с концертами в Мироново, Веселый и др. поселки.
Был оформлен исторический кабинет (Ленинская комната). На стене нынешнего кабинета №6 была нарисована картина «Ленин в Разливе» (художник – учитель рисования Поляков Б.Ф.), были оформлены альбомы, подборки материалов, посвященные жизни и деятельности В.И.Ленина.
Преобразилась пришкольная территория: газоны, цветущие клумбы, фонтан. Разработан огород, где под руководством агронома ??? дети выращивали овощи, которыми снабжались детские сады, излишки продавали.
В годы работы директором Приходько Марии Яковлевны силами учащихся, родителей, учителей был достроен спортивный зал. Под руководством Полянского Виктора Николаевича создавалась спортивная база: спортивный инвентарь, спортивные площадки во дворе школы.

Особого расцвета достигла пионерская работа. По материалам Снетковой Веры Сергеевны, опубликованным в газете «центральные новости», стало известно, что лучшими пионерскими вожатыми были Николайчук (Жилкина) Римма Николаевна и Поцюте (Халитова) Ольга Петровна, обе выпускницы школы 90. Дружина носила имя Зои Космодемьянской. Ежегодно проводили сборы, посвященные памяти Зои. Группа пионеров побывала в деревне Петрищево, где фашистами была казнена Зоя, привезли оттуда горсть земли, которая считалась священной.
Пионеры были участниками слета дружин, носящих имя Зои Космодемьянской, который проходил в Шиткино. Ребята во главе с Риммой Николаевной добирались до Шиткино пешком в течение недели. На слете познакомились с матерью Зои Любовью Тимофеевной Космодемьянскойи долгое время вели с нею переписку. Переписывались пионеры и со знаменитым лётчиком А.Маресьвым, получали письма от летчика – космонавта Г.Титова.
В 1970 году председателем дружины была Алдоне Балкуте. Работали различные клубы, школа горнистов, школа пионерского актива, клуб разноцветных галстуков, клуб «Корчагинец» под руководством комсомольцев старшеклассников Виктора Сырова и Сергея Скворцова. Активно работал отряд вожатых «Искорка». Вожатыми у октябрят были пионеры. Лучшая отрядная вожатая – Люба Двирская, лучшая вожатая октябрят – Лена Шаляпина.

Пионеры работали по различным направлениям маршрутами марша «Всегда готов»: «Мое отечество – СССР», «В страну знаний», «Пионерстрой», и т.д. На каждом маршруте организовывалось много интересных и полезных дел: благоустройство школы, озеленение двора и улиц, уход за растениями на пришкольном участке, сбор металлолома. На заработанные деньги покупали письменные принадлежности для сельских школ, выезжали на экскурсии в различные города.
Пионеры шефствовали над ветеранами войны и труда, семьями, в которых сыновья служили в армии. Организовывал эту работу штаб «Гайдаровская стрела». Тимуровским движением были охвачены все отряды. На каждом доме, где жили ветераны ВОВ, закрепляли красные звездочки.
Клуб интернациональной дружбы «Глобус» возглавляла Валентина Александровна Сенникова, а затем и Надежда Фадеевна Рукосуева. Выпускали газеты на языке социалистических стран. Велась большая переписка с детьми различных стран и республик. Была установлена связь с пионерами Германии, Венгрии, Польши, Болгарии.
По инициативе Ольги Петровны Халитовой был создан отряд барабанщиков, для них была сшита специальная форма. В день пионерии, 19 мая, дружина под удары барабанщиков торжественно маршировала по поселку. День пионерии отмечали на берегу Реки Чукши. Зажигали огромный пионерский костер. Ежегодно проводились туристические слеты, интересные пионерские сборы, непохожие один на другой.

В 80-ые годы увеличивалось число учащихся, старое здание школы  не вмещало всех детей микрорайона. Возникла  необходимость в пристрое, проект которого был сделан еще в 1979 году. Но он уже оказался устаревшим.

Директор школы Окружнов Владимир Владимирович добился перерасчета и пересмотра проекта, что требовало сил и доказательств в необходимости расширения. Начали строительство в 1989 году и закончили в декабре 1991 года. Строительство шло по договору с Главком Министерства обороны, организацией УНР, которой руководил Кораль В.М. Пришлось сносить старые мастерские, чтобы освободить место для пристроя, а под мастерские переоборудовать помещение бывшего интерната. Из-за проблем с отоплением занятия в новой части здания начались только в сентябре 1992 года.

90 годы были достаточно тяжёлыми для всего образования и для школы 90 в том числе. Невыплаты зарплат, отсутствие денег на элементарное: мел и школьные журналы, забастовки и митинги, разрушение привычного уклада, всё это не прошло бесследно – некоторые учителя стали искать другое место работы, уходили в бизнес, но школа выжила, она продолжала учить детей.
21 век вносит свои коррективы в процесс обучения. В административный корпус школы приходят педагоги с новым запасом знаний, люди нового мышления, имеющие свои «лидерские» качества. Заместитель директора по НМР Шнякина Л.А. – генератор идей, интуитивно чувствующая, что именно будет востребовано в образовательном процессе. Она талантливый учитель и не менее талантливый завуч – методист. Боришкевич С.С. – прекрасный пример современного менеджера – администратора. Легко ориентируется в море всевозможных бумаг и отчетности, справок и приказов, умеет корректно и в то же время требовательно разговаривать с «проштрафимися», любую проблему всегда решает в интересах ребенка.

Старикова Е.Я. – умелый хозяйственник, способный работать в современных рыночных условиях: знает, как можно заработать деньги и как грамотно потратить их в интересах школы (О.П.Рукосуева, газета «Чунский край»).   Ольга Павловна Рукосуева – заместитель директора по воспитательной работе. Она считает главным в своей деятельности  совместить интересы и увлеченность учащихся с сохранением их здоровья. Все самое интересное во внеклассной жизни ребят – это инициатива и руководство Ольги Павловны, а ее уроки математики доставляют удовольствие и удовлетворение ученикам, вызывают у них искренний интерес и увлеченность.

В 2001 году был открыт первый компьютерный класс, в 2005 оснащена новой музыкальной аппаратурой воспитательная служба, в 2006 оборудован конференц-зал, появились новые мультимедийные проекторы.        Педагогический коллектив  7 лет работал  над единой методической темой  «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Совершенствование традиционных и внедрение инновационных технологий в учебный процесс». Школа 90  - единственная  в районе, в которой был создан и долгое время действовал клуб молодых учителей «К вершине РОСТа».  Педагогическая деятельность молодого учителя по правилам клуба основывалась  на стремлении к совершенству.

В 2004 году директором была назначена Потоцкая Лидия Александровна, на плечи которой легло много проблем и как для человека, не имеющего опыта административной работы, и как для директора начинающего работать в новых условиях модернизации. Но она справилась и все довольно быстро убедились, что этот человек на своем месте. Её возможности и усилия по заслугам отмечены. Она награждена знаком «Почетный работник общего образования» и уже дважды избрана членом областной общественной палаты.

В современной школе (2013г) с 5 по 11 класс 460 учащихся, 52 педагога, из них с высшей категорией 10, с первой квалификационной категорией 13; руководителей районных методических объединений – 4. Имеют звание «Отличник народного просвещения» и «Почетный работник общей школы» - 10 учителей, награждены Почетной грамотой Министерства просвещения -6, имеют звание «Ветеран труда» - 6.
В школе имеется: 25 учебных кабинетов, 2 спортивных зала, стадион, кабинеты кулинарии, информатики, швейный цех, учебно-производственные мастерские, столовая, медицинский кабинет, кабинет социально-психологической службы, краеведческий музей, библиотека.
Одна из важнейших воспитательных задач школы – социализация личности через внеурочную занятость. В школе работает 14 кружков, секций и клубов по интересам. Для развития актерских способностей и творческого потенциала созданы вокальная и театральная студия. 13 лет остается популярным театр – КВН «Под углом 90»(Рукосуева О.П., Фролова Н.М), десятки девчонок танцуют в хореографическом коллективе «Фантазия», руководит которым выпускница 2003года Ю.Б. Пильвялите

Художественно – эстетическое направление осуществляется через многочисленные выставки творческих работ учащихся. Результативно работает со всеми ребятами учитель ИЗО и черчения Большова В.Н.

Она же возглавляет работу школьного Пресс-центра. Ежемесячная газета «Школьный меридиан» - печатный информационный бюллетень школы. В 2010 году по инициативе восьмиклассниц Троязыковой Кати и Щегловой Ани появилась еще одна альтернативная газета «90 – это просто!»
Ещё одно направление творческой деятельности – вокал в разное время возглавляли талантливые педагоги: Балкувене Л.А., Мартынова М.В., Верхоланцева М.Г., Заостровцева А.С. А сейчас работает учителем музыки и МХК и руководит вокальной студией школы Н.В. Коробенкова.
Традиции военно-патриотического воспитания и воспитания гражданина, заложенные Шибико Г.И. и Никитиным Л.И., не прерывались в школе даже во времена перестройки. В школе есть юнармейский взвод (руководитель Шнякин Е.А.), стрелковый тир, волонтёрский (тимуровский) отряд (Валеева Н.К). Регулярно проводятся акции «Подари улыбку людям», строевые смотры, встречи с ветеранами, вахты памяти, День призывника.

В школе большое внимание уделяется спорту, причем не только урокам физической культуры, но и спортивным праздникам и соревнованиям. Учащиеся школы неоднократно становились победителями районных и поселковых соревнований по разным видам спорта. Главными направлениями в спортивной работе школы уже многие годы остаются волейбол и баскетбол.
Баскетбольная и волейбольная команды школы были и остаются – сильнейшими в районе.
Учителя физической культуры Круглик М.М., Буженко Ю.В., Лазарь Г.К. – просто фанаты подвижных игр. Очень популярна у младшей и средней группы классов секция по гимнастике и легкой атлетике. Интеллектуальное направление спорта – шахматы. Руководил кружком долгие годы - выпускник школы, родитель Немировский Л.Ф., ныне руководитель районного спорткомитета.
В 2004 в школе открылся краеведческий музей. Для этого много сил было затрачено педагогом дополнительного образования Снетковой В.С. и ее верными помощниками из числа краеведов. В музее ежегодно действовали несколько экспозиций. Проводятся экскурсии для учащихся разных возрастов: для пятиклассников – ознакомительная, для старших – «История заселения района», «Дети войны» и другие. Экскурсоводом в музее бывает не только Вера Сергеевна, но и ребята из краеведческого кружка, которые с удовольствием помогают провести классный час прямо в музее. Частые гости музея ветераны войны и труда, выпускники-военные, дети войны.

Краеведческий отряд «Наследники», которым руководила Х.Ш. Снеткова ведёт большую исследовательско - поисковую работу по изучению истории района и Приангарья. Его участники – неоднократные победители районных и областных краеведческих конференций и олимпиад, дипломанты Российского конкурса «Человек в истории. Россия, 20 век». Это неутомимые поисковики, их лица знают во многих архивах сибирских городов. Они желанные гости в деревнях и поселках района.
Снеткова Вера Сергеевна (Хатыма Шарафутдиновна) – не только организатор краеведческой работы, но и сама известный краевед-исследователь, автор серии книг «Живи земля Чунская», Почетный работник общего образования, дипломант 1 степени конкурса «Почетные краеведы – 2004». Имеет благодарность Международного общества «Мемориал» за историко-просветительскую работу с молодежью, благодарность Российской Академии наук за руководство исследовательской работой учащихся, лауреат 14-ых Всероссийских чтений имени А.И.Вернадского. Ее программы организации летних лагерей «Наследники», «Дети Солнца» отмечены грандами, а по авторской программе элективного курса «Чунаведение» и «Юный путешественник – краевед» работают многие учителя Чунского района

Учащиеся, закончившие школу с медалью:

1959г. – Эпштейн Евгения Наумовна
1966г.- Жабреев Виктор Борисович
1966г. – Желтовский Юрий Всеволодович
1987г. - Титова Ольга
1988г. - Петренко Светлана
1989г. – Лапа Наталья Николаевна
1992г. – Вишневская Людмила Евгеньевна
1992г. – Безменова Наталья Викторовна
1992г. – Клеутина Елена Сергеевна
1994г. – Балкус Альдас Кястутисович
1995г. – Землякова Татьяна Сергеевна
1996г. – Баканович Максим Анатольевич
1996г.- Пую Сергей Александрович
1997г. – Шевчук Елена Николаевна
1997г.- Егорова Светлана Владимировна
1999г. – Шнякина Наталья Евгеньевна
1999г. – Полянцева Анна Сергеевна
1999г. – Свендер Лидия Николаевна
2000г. – Господникова Татьяна Викторовна
2000г. – Шубик Роман Сергеевич
2002г. – Бульбаха Иван Анатольевич
2002г. – Селиванский Владимир Александрович
2002г. – Третьякова Татьяна Петровна
2003г. – Харитонова Людмила Владимировна
2003г. – Круглик Александр Михайлович
2003г. – Шурыгина Екатерина Викторовна
2005г. – Потоцкая Анна Анатольевна
2005г.- Колесник Наталья
2006г. – Попова Анастасия Николаевна
2006г. – Самигулина Ирина Рифатовна
2008г.- Пуховец Юлия Александровна
2008г. – Дербенева Надежда Сергеевна
2013г. – Исаева Анастасия Денисовна

Достижения:

  • В 70-ые годы пионерская дружина имени Зои Космодемьянской была лучшей в районе, признана правофланговой и получила переходящее Красное Знамя, оставленное на вечное хранение в школе за многократные победы.
  • Лучшей пионервожатой была признана Римма Николаевна Жилкина. Она была делегатом Всероссийского слета вожатых, посвященного 50-ти летию пионерской организации.
  • На соревнованиях по техническому моделированию учащиеся из кружка , которым руководил П.Ф.Соболев, среди школ Восточно-Сибирской железной дороги в г.Иркутске заняли пятое место. На соревнованиях среди школ района они всегда были первыми.
  • 10 учеников школы включены в областной сборник «Лучшие выпускники области в 2001, 2002, 2003 г»
  • В 2000г Звозников Александр и Филь Александр стали победителями областных предметных олимпиад и были приглашены на учёбу в физико-математический лицей при ИГУ.
  • Выпускники школы Демин Е., Чугаев Д., Насыбулины Сергей и Михаил – ещё обучаясь в старших классах получили звание мастера спорта, и стали победителями Российских и международных турниров по боксу и гиревому спорту.
  • Сластникова О., Клинова Е., Иванова А, Змеева А., Правдина Т. – лауреаты Всероссийского конкурса историко-краеведческих работ «Человек в истории», «Россия, 20 век».
  • Фатыква Рената, Гречук Татьяна, Чернышова Вика, Акимова Лена, Чекуленко Павел – призёры и лауреаты всероссийского конкурса исследовательских работ им Вернадского.

Некоторые награды, полученные школой, начиная с 2000 года:

  • Дипломы за участие во Всероссийских краеведческих конференциях;
  • Благодарственное письмо Главного Управления народного образования при администрации Иркутской области за заслуги школы в честь 50-ти летия;
  • Диплом за участие в региональном смотре художественной самодеятельности учителей.
  • Дипломы за участие в областной краеведческой конференции «Байкальское кольцо», в областных краеведческих конкурсах и олимпиадах.
  • Благодарственное письмо Красноярского технического университета за отличную подготовку выпускников 2004 г.
  • В российском конкурсе рисунков «Россия – Родина моя» 3 призера.
  • По итогам Московской заочной олимпиады по математике два ученика приглашены в заочную школу при МГУ, 8 обучается в ЗФМШ «Авнгард»
  • Во Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» - 3 место, во втором туре – 1 место.
  • 4 призера областной сельской очно-заочной олимпиады школьников.
  • 6 призеров региональных олимпиад (2003 -2005 г.)
  • В конкурсе «Достопримечательности моей малой Родины» Будаева Александра призовое место в 2005 г.
  • 1 место в районном конкурсе «Учитель года» у Алексеевой И.В., Жиган М.Н., А Алексеева Инна Валерьевна стала финалисткой областного конкурса «Учитель года» в 2005г, войдя в 10-ку лучших учителей области.
  • 1 место в районном конкурсе «Самый классный классный» - Фролова Н.Н. Гнидина И.А.
  • Работы Пуховец Ю. (2005 г.) и Пыренкиной Насти (2012) признаны лучшими в областном конкурсе «Война в истории моей семьи»
  • В 2004г. Школой получен гранд в 100 000 руб. от компании «Русал» за победу в конкурсе «100 классных проектов» (рук. О.П.Рукосуева)
  • В 2013г Работа учителя технологии Глинского Ю.А. и ученицы 6б класса Васильевой Гали заняла 2 место в областном конкурсе игрушек «Полицейский дядя Стёпа», а работа Лазебных Арины в этом же конкурсе вошла в 10-ку лучших.
  • Команда КВН «Под углом 90» (рук. О.П. Рукосуева, Н.М.Фролова) титулованная, прославила себя неоднократными победами: стала многократным победителем районных игр, вице-чемпионом Иркутской области в 2004 г., лауреатом 10-ого Всероссийского фестиваля школьных команд в ВДЦ «Океан», неоднократным призером региональных фестивалей и конкурсов, победителем зональной игры «КВН по Ангаре – 2006» в г.Усть-Илимске.

Ю.А.Глинский тренер и наставник туристов, руководитель кружка «Художественное точение», бывший доблестный воин-афганец, человек упорный и настойчивый. Вместе с ребятами оборудовал спецтренажер в спортзале и во дворе школы. Закупил необходимое туристическое снаряжение для туристического кружка и подготовил неоднократных призёров районных соревнований «Школы выживания» и «Радуга талантов»

Школа 90 – одна из трех в районе, выигравшая гранд из федерального бюджета в размере 1млн рублей, участвуя в конкурсе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Процедура защиты школы, презентация подготовленной программы развития проходила на форуме «Образование Приангарья – 2006» в г.Иркутске. Представляла школу Л.А.Шнякина. Школа приняла участие в двух конкурсах: «Образцовое учреждение образования 2006» и «Национальные проекты в образовании». В первой номинации участвовали лицеи и гимназии городов, но, несмотря на свою «периферийность», школа показала хорошие наработки и получила благодарность. Каждая школа на форуме оформляла свой бутик, в котором по второму конкурсу проводила пристендовую презентацию, и когда после живой презентации школа сформировала и отправила по требованию комиссии альбом, пришла радостная весть – гранд завоеван.

Кроме того, зам. директора по воспитательной работе, учитель математики О.П. Рукосуева в числе 6 педагогов Чунского района в рамках этого же национального проекта получила вознаграждение Президента в размере 100 000 рублей.

Н.Д.Самойлова, учитель немецкого языка, в областном конкурсе «Учитель иностранного языка в сельской школе» в нескольких номинациях конкурса заняла призовые места, в итоге 5-ое место и приглашение в аспирантуру.

В 2011 г. Школа заняла первое место в номинации «Организация Иркутской области в высокой социальной эффективности и лучших достижений в сфере развития социального партнерства», получив качестве ценного подарка – плазменный телевизор.

Школа является базовой методической площадкой для всех школ района, здесь регулярно проводятся методобъединения, причем в новых интересных формах, таких, как методическое кафе, мастер-класс, педагогическая мастерская.

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования Иркутской области в 2011, 2012 году школой получено оборудование для медицинского кабинета, спортивное оборудование и спортивно-гимнастический инвентарь, технологическое оборудование для школьной столовой, мобильный компьютерный класс, учебно-лабораторное оборудование для кабинета физики, новые учебники.

В настоящее время обеспеченность учебной литературой составляет 100%. Ещё следует отметить, что в 2012 году компьютерный парк школы увеличился на 20 единиц. В школе оборудованы 3 компьютерных класса, имеется 2 интерактивных доски, 7 мультимедийных проекторов, 3 сканера, 5 принтеров, что позволяет успешно реализовывать мероприятия в рамках программы информатизации. Мониторинг «Использование ИКТ на уроках» свидетельствует о том, что к 2012 году регулярно используют ИКТ на уроках 35 % учителей, используют по возможности 54 %, не используют 11 %.

Выпускники, которыми гордится школа:

  • Гринберг Игорь Самсонович - директор Иркутского алюминиевого завода, депутат Законодательного собрания;
  • Эпштейн Евгения Наумовна - ученый – физик, Москва;
  • Ходаковский Феликс Викентьевич - Герой социалистического труда, звание присвоено за строительство БАМа;
  • Желтовский Олег Всеволодович - директор издательства «СМ №1», г.Иркутск;
  • Желтовский Юрий Всеволодович - доктор медицинских наук, кардиохирург, г.Иркутск (выпускник 1965 г., его имя занесено в энциклопедию «Лучшие люди России»;
  • Поспелов Анатолий Васильевич - доктор геологических наук, г.Томск;
  • Ильинский Владимир Серафимович - директор ОАО «Чунский ДОК», оказывает финансовую поддержку;
  • Ткачев Александр Андреевич - ученый в области астрономии, г.Томск;
  • Поздеев Юрий Александрович - адвокат, п.Чунский;
  • Васильев Сергей Иванович - декан факультета нефти и газа Государственного технического университета, г.Красноярск;
  • Есионова Людмила Алексеевна - прокурор, г.Иркутск;
  • Зиянгиров Вячеслав - заместитель губернатора Бурятии;
  • Перепадя Анатолий – инженер Управления Юго-Восточной железной дороги;
  • Распутин Сергей - Управление железной дороги, г.Улан-Удэ;
  • Крылов Анатолий - начальник химкомбината, г.Саянск;
  • Малиновский Владимир - американское представительство, г.Екатеринбург, юрист;
  • Черепова Людмила Николаевна - директор швейной фабрики, Подмосковье;
  • Смолин Николай Терентьевич - заместитель мэра Чунского района по строительству и архитектуре;
  • Мамаев Александр Иванович - военный, г.Москва;
  • Титова Ольга - военврач, выпускница Самарской военно-космической академии, служила на Дальнем Востоке, позже в Подмосковье;
  • Баканович Максим, талантливый журналист, начавший свой трудовой путь на ТРС «Чуна»; после окончания факультета журналистики Иркутского государственного университета работал телеведущим на ИГТРК, сейчас живёт и работает в Москве, PR-директор издательского дома «Gameland»;
  • Шнякина Наталия окончила Байкальский университет, факультет юриспруденции УФРС, начальник отдела регистраций ипотеки и долевого участия в строительстве, г.Иркутск;
  • Баканович Дмитрий – продюсерский центр Greatent, руководитель первого в России игрового видеосайта с профессиональным контентом – Games.tv.ru;
  • Шамшур Константин Геннадьевич имеет два высших образования, продолжает учебу в Академии Госслужбы; зам председателя Чунской районной думы, руководитель компании ООО «Флора»
  • Халитова (Пацюте) Ольга дочь Петраса – зам главы Чунского муниципального образования.

Люди,  оставившие значительный след в истории школы:

Кузнецова Вера Сергеевна

Вера Сергеевна – знаковая для школы №90 фигура. Она была лидером и замечательным организатором. Практически половину столетия она определяла стратегию развития и формирования школы. Она не стояла на месте сама и не давала застаиваться другим. Благодаря её усилиям, знаниям и энергии, школа «гремела» (так любила говорить она сама) и в районе и на ВСЖД. Ей было под силу всё: выступить на конференции в Москве, отправить детей на экскурсию в Питер, вместо пьяных кочегаров закидывать уголь в топку школьной котельной. Она могла достучаться в любой кабинет, к любому чиновнику, чтобы решить проблему любого учителя своей школы и проблему самой школы.
Она не жалела времени, чтобы разобраться с проблемами каждого ребёнка и всегда говорила младшим коллегам: «Вы сначала узнайте, где ребёнок спит и что он ест, а потом уже отчитывайте за опоздания»
А как она подбирала кадры? Она интуитивно чувствовала – вот этот сможет, вот этот вывезет. Вот этот даст результат. Благодаря ей, и я осталась учителем, хотя уже через год хотела уйти из профессии. Она вырастила и выпестовала и нас.
В тяжёлые 90-ые, когда нам по полгода и больше не платили зарплату именно она силой своего духа и убеждения призывала нас выдержать. Ради детей, которые не виноваты в развале страны. И эти дети благодарны ей всю свою жизнь.
(О.П. Рукосуева)

Из личных воспоминаний В.С. Кузнецовой:
Родилась 3 сентября 1936г. в Горьковской области. Окончила Мордовский Госуниверситет, по специальности химия – биология. В студенческие летние каникулы (1956, 1957, 1958 годы) участвовала в уборке урожая целинных и залежных земель Казахстана, награжденa медалью «За освоение целинных и залежных земель»(1958год). В ж/д школу ст. Чуна прибыла 15 августа 1963 г. в 4 часa утра, сидела в школьном цветнике, восхищалась его красотой. В 9 утра принял директор – Башков Петр Михайлович. Проработала год и решила, что буду работать в этой школе. На поселок школа одна - № 90. Классов 46, в том числе начальные. Занимались в 3-х помещеньях. В первый год была назначена зам. директора по учебно – воспитательной работе. Учителей было более 70 человек. Расписание составлять было трудно, но научились. Еще вела уроки химии в вечерней школе. Там учились взрослые, очень серьезные люди, которые стремились получить образование. Родители боготворили школу, на собраниях родительских заполняли весь зал, а кто опоздал, стояли на лестничных площадках. Руководители предприятий – Эпштейн Наум Александрович, Твердохлеб Павел Григорьевич, руководители ж/д организаций – Игнатьев, Ковязин Вениамин Иванович, директора леспромхозов Мазуров А.Т., Грищенко Василий Матвеевич, позднее – нач. депо Лобов В. В., Марьин В.М., нач. ПЧ-16 Зенкин А.И. – считали школу своим подразделением, цехом, поставляющим самую дорогую продукцию – будущих специалистов.

Малиновская Алла Максимовна

Выпускница школы № 90, учитель математики, ветеран педагогического труда, «Отличник народного просвещения», в родной школе проработала 46 лет, имеет такую методику преподавания, что знания у ребят остаются навсегда.
«20 лет назад я пришла работать в школу 90 учителем начальных классов. Алла Максимовна Малиновская была тогда заместителем директора и курировала начальные классы. Для нас она была очень строгая и требовательная как завуч, и в то же время понимающая и заботливая, как мама. Первое время я даже побаивалась строгого взгляда ее красивых карих пронзительных глаз, но, узнав эту женщину поближе, я поняла, что это добрейшей души человек. Она всегда умеет поддержать в трудную минуту, умеет выслушать, дать мудрый совет и помочь найти выход из любой жизненной ситуации. У Аллы Максимовны есть чему поучиться и молодому, и опытному учителю, она очень грамотный человек и наставник. Поражает, с какой тщательностью и кропотливостью она готовится к каждому уроку, какой идеальный порядок и четкость в ее поурочных планах и методических разработках. На каждый урок и каждому ученику она готовит карточку или текст с индивидуальным заданием, продумывает и содержание, и оформление, и уровень сложности.
Ее хорошо знают в поселке, половина жителей которого была ее учениками, уважают коллеги в районе, ею гордятся в коллективе.
45 лет отдала Алла Максимовна 90-ой школе, работая учителем, и 10 лет она сама была ее ученицей».
(Т.А.Шилова, учитель МОУ СОШ № 90)

Полянский Виктор Николаевич

Полянский Виктор Николаевич, учитель физической культуры, совместно с учениками и родителями построил спортивный зал на территории школы. Основатель лучших спортивных традиций школы. Уже будучи на пенсии вёл секцию тяжёлой атлетики, готовил «гиревиков».

Гольцова Нина Ивановна

Учитель биологии,  сама выпускница школы № 90. Человек огромного терпения, трудолюбия, толерантности. В летнее время руководила работами на пришкольном участке (после её ухода на пенсию, этим больше никто не занимался). Создавала школьное лесничество. Была первым в истории школы победителем районного конкурса «Учитель года» (1992г), и призёром областного конкурса (1993г). Великолепно играет на гитаре,  исполняет романсы и бардовские песни..

Пихтарева Галина Ивановна

Из воспоминаний Пихтаревой Галины Ивановны, учителя математики, ветерана педагогического труда. Педагогический стаж – 40 лет. В школе №90 – 40 лет.

Я родилась 8 июля 1936 года в г. Нижнеудинске Иркутской области. В первый класс пошла семи лет в 1943 году. Всю осень мы с учителями собирали лекарственные травы, сушили их в школе в классах и коридорах, сдавали для изготовления лекарств для фронта, а с наступлением морозов я и многие мои сверстники бросили школу, так как не в чем было ходить в школу. Только через год я вновь пошла в школу в маминой фуфайке и американских ботинках, которые дали маме на работе на заводе, который работал для фронта.

Закончила 10 классов в 1954 году в железнодорожной школе №9 г. Нижнеудинска (директор Белавенцева М.Г.) и сразу же в 1954 году поступила в Иркутский пединститут на физико-математический факультет. Наш курс планировался на 5 лет со специальностями физика, математика и черчение. Но сократили на один год, т. к. в школах не хватало учителей. И стали мы заниматься с утра до вечера с перерывами на обед.

Закончила институт в 1958 году и по направлению и по комсомольской путевке я поехала в Чунский район на ст. Чуна. Поселка почти не было, вокруг ж/д участка только лагеря политических и рецидивистов. А на станции стояли на восьми путях составы товарных вагонов, в которых жили комсомольцы и семейные строители второго ж/д пути от Сосновых Родников до Чуны.

Администрация района, включая РОНО, находилась в п. Октябрьский. И ходили мы пешком по этому железнодорожному пути от РОНО до школы. В этот год кроме меня приехали в школу географ Лидия Савватьевна, химик Таисия Никитична, Мурахтанова Тамара Андреевна (иностранный язык), математики Сарапулова Вера Васильевна и Калачева Нина Павловна.

Приняли нас хорошо. Всех определили жильем, а заведующий РОНО Куницын Анатолий Михайлович при встрече задал один вопрос: «А не боитесь вы идти в школу?» (Наш возраст ненамного превышал возраст старшеклассников).

Школа работала в три смены. Я вела математику и черчение, сразу же дали классное руководство в 5 классе. Была секретарем учительской комсомольской организации, а еще ответственной за выпуск школьной стенгазеты. А еще работа в школьном интернате, где жили дети из окружающих деревень и работа по ликбезу (моя улица Болотная). Обучали взрослых и пожилых грамоте письма и чтения под руководством Ивашина Афанасия Афанасьевича. А еще ходили в железнодорожный клуб, занимались художественной самодеятельностью (руководители Коржицкая Тамара, Петров Юрий).

Директором был Калачев Павел Григорьевич, завучами работали Куценко Тамара Николаевна и Юраш Антонина Григорьевна. В вечерней школе вечером обучали взрослых: военных, помощников машинистов и машинистов.

В 1959 году наш коллектив пополнился молодыми: Шелпакова Любовь Сергеевна, Игнатьева Валентина Васильевна. А в 1961 году приехали молодые учителя Исупов Геннадий Степанович, Кузнецова Вера Сергеевна. В 1962 году нас Ольгу Тимофеевну Волосковскую, Зинаиду Ивановну Курбатову и меня приняли в компартию. Принимали в райкоме в пос. Октябрьском, затем выбрали меня секретарем парторганизации школы №90. Выпусков у меня было много. Первый – это те, которые окончили 11 классов (первый экспериментальный выпуск 1958-1966гг.), а затем в 1970 году, 1972 году, в 1979 году, 1986 году, 1992 году, в 1997 году.

Школа, баня, магазин, больница, все располагалось на улице Мира, начиная от здания центральной типографии до Пионерского переулка (где в настоящее время расположен ж/д детсад «Рябинка»).

Школа новая, кирпичная. А вокруг школы пустырь, укатанный и отшлифованный ребячьими подошвами. В 1960 году в школу приехал новый директор, инициативный, энергичный Башков Петр Михайлович. Он организовал сплоченный коллектив учителей, родителей, общественности поселка, комсомольской и пионерской организации на благоустройство школы и школьной территории. И школа превратилась в зеленый сад, как внутри, так и снаружи: нескончаемые цветы и клумбы, статуи, фонтаны, построенные своими силами мастерские, спортзал. Закладывали ботанический сад под руководством специалистов Чунского ДОКа (ЛЗК) директором которого был Эпштейн Наум Александрович, а затем Твердохлеб Павел Григорьевич. В центре сада бассейн, чтобы учащиеся учились плавать.

Над цветущим садом и озеленением много сил приложили учителя биологии Курбатова Зинаида Ивановна, Мельниченко Зоя Михайловна, их работу продолжила Гольцова Нина Ивановна.

День в школе начинался с общей зарядки на первом и втором этажах, затем уроки, а в середине смены пробежки на школьном стадионе. После уроков – трудовые: нужно было строить и мастерские, где работали Ивашин Афанасий Афанасьевич, Алиманов, Соболев Петр Филиппович, и спортзал (Никулин Геннадий Иванович, Темников Юрий, Полянский Виктор Николаевич). А еще нужно было отработать каждому на трудовом десанте, нужно было заработать деньги на радиоузел, на духовой оркестр, на мягкие стулья в зал, на струнный оркестр, на ковровые дорожки.

В школе работала школа юного железнодорожника во главе с Ольгой Тимофеевной Волосковской, а практику проходили ее ученики в г. Иркутске.

Работал драмтеатр во главе с Котеленец Николаем Васильевичем. Спектакли ставились по всему Чунскому району.

А на занятиях технических кружков (Ивашин А.А., Соболев П.Ф.) ребята конструировали модель электровоза, крейсер «Аврора», дом Ленину, и были приглашены на смотр в Москву. Заняли призовое место и получили награды.

В школьной мастерской стали делать столы и табуреты для школы и школ района, а в швейном цехе под руководством Киселевой Людмилы Александровны, а затем Матвеевой (Чуйко) Ларисы Тимофеевна, шили по заказу.

Школа перешла на кабинетную систему обучения. В экспериментальном классе осуществлялось профессиональное техническое обучение по специальностям шофера, токаря, слесаря, плотника, швеи. Преподавали им специалисты, а три дня в неделю проходили практику в цехах Чунского ДОКа (ЛЗК). Поэтому выпускники, закончив 11 класс в 1966 году, сдавали экзамены и по общеобразовательным предметам, и по специальности. Все ученики этого экспериментального класса получили второй документ с разрядами и могли пойти сразу на работу по нему. С этими выпускниками можно встретиться в Чуне. Это Поздеев Юрий, Бегунов Анатолий, Мохнорылов Александр, Чупкова Г., Колесников Михаил, Бритько Эльвира, Бойко Игорь, Донда Екатерина, Рукосуева Мария, Попов Николай, Баранова Лариса.

В зимнее время выходили школой на игру «Зарница» на лыжах в лес за улицу Болотную и устраивали снежные бои под руководством учителя физкультуры Полянского В.Н., а в летнее время выезжали на туристический слет на Чукшу (руководители учитель физкультуры Полянский Виктор Николаевич и учитель географии Паламарчук Надежда Федоровна).

В школе работал радиоузел, в каждом кабинете висел динамик и переговорное устройство. Велись радиопередачи, а через передающее устройство директор мог прослушивать каждый урок и вызывать кого нужно.

В школе был создан музей В.И. Ленина под руководством преподавателя Полянского Виктора Николаевича и учащегося Мохнорылого Александра. Во всю стену висела картина выполненная маслом «Ленин у шалаша», а вдоль других стен и простенков картины, плакаты и собранные документы из жизни Ленина.

Беляева Клавдия Сергеевна, учитель математики

Никитин Леонид Иванович – учитель НВП

Ведерова Галина Александровна

«Галина Александровна Ведерова - человек живой, энергичный, эмоциональный. Даже такой однообразный вид работы, как введение в разговор новых слов, она каждый раз виртуозно обыгрывала: мы отправлялись с нею в заочное дальнее путешествие, на просмотр нового фильма, в театр, магазин. Иногда Галина Александровна устраивала игру – конкурс переводчиков. В ее педагогической копилке много нестандартных уроков: конкурсы, КВНы, уроки – конференции, уроки – эстафеты, театрализованные представления. Все это поддерживало интерес к изучению иностранного языка. В 2007 – 2008 г Мария Немировская получила сертификат за лучший результат по английскому языку среди одиннадцатиклассников. Свободно владели языком выпускники Саша Демина, Саша Смолина, Надя Дербенева, а Виктория Петрова пошла по стопам любимой учительницы - окончила Иркутский институт иностранных языков».

Выпускники 10»б» класса 2008г.

***

«К великому стыду, я не был примерным учеником, часто хулиганил, плохо учился. Родители, намучившись со мной, попросили Надежду Николаевну Акимову взять надо мною шефство. За полгода занятий я из слабоуспевающего стал хорошистом. …Вообще в 90-ой все учителя были как на подбор, высокие профессионалы и хорошие люди. Долгие годы обучал труду бывший фронтовик, орденоносец Афанасий Афанасьевич Ивашин. А как интересно преподавала литературу Елена Ивановна Янушковская! С ностальгией вспоминаю уроки преподавателя физкультуры Виктора Николаевича Полянского. С огромным желанием занимались ребята в духовом оркестре, а руководил им преподаватель музыки и пения Александр Васильевич Киселев. Все эти учителя – люди большой души».

О.Д.Панасенко, п.Чунский

***

«В школу 90 я приехала по распределению 16 августа 1956 года. Первый год вела физику в 6-ых классах и труд в 8-ых – слесарное и столярное дело. Директором в ту пору была Тамара Николаевна Куценко. Коллектив учителей был молодой. Жили весело, несмотря на то, что кроме баяна и проигрывателя, ничего не было. В коллективе я чувствовала поддержку и взаимовыручку. Ученики были доброжелательны, требовательны к себе и к друг другу, стремились много узнать. Для учеников того времени слово «учитель» значило много, они тянулись к учителю. И учителя не жалели для них времени».

Волосковская Ольга Тимофеевна

«Надежда Николаевна Акимова более 40 лет посвятила работе с детьми. Многие бывшие ее ученики , увидев любимую учительницу , спешат с ней пообщаться, поделиться своими достижениями или рассказать о своих неудачах, зная, что она, как родная мать, все поймет и обязательно даст дельный совет, а иногда и пожурит за промашки или ошибки.

Надежда Николаевна активно участвует в общественно-политической жизни района, являясь членом союза пенсионеров и актива Совета ветеранов воны и труда. Эта женщина – надежный товарищ. На нее всегда можно положиться, зная, что она никогда не подведет».

Л.Кривоносова, секретарь партийной организации КПРФ ветеранов тыла и труда.

Гольцова Н.И., Соболев П.Ф., Игнатьева В.В. на встрече со школьниками.

«Валентина Васильевна Игнатьева для нашей школы фигура знаковая, потому что она ее же и окончила в далеком 1954 году, этот выпуск был самым первым для «девяностки», а нынче у нее и у нас юбилей – 55 лет с того самого выпуска! Практически вся жизнь Валентины Васильевны с 90-ой школой и связана – кроме тех лет, когда училась в институте. Она учила русскому языку, наверное, половину поселка, и моего мужа в том числе. У него до сих пор развита «орфографическая зоркость», и любое слово, написанное кем-то с ошибкой, режет ему глаз. Вот это учитель, вот это сформированный навык! А еще, мои дети, по-соседски, все годы учебы в школе пользовались ее богатой домашней библиотекой. Все книги были с аккуратными закладками и подчеркнутым для цитирования текстом. По ним было легко готовиться к урокам и писать сочинения…
Всегда энергична и подвижна. Никогда не жалуется на трудности ни дома, ни в школе. А еще она не может без работы, без детей, без тетрадок, без Тютчева и без Есенина. И хоть она уже давно на заслуженном отдыхе, но всегда готова помочь школе, если у нас возникают производственные проблемы. Она умеет дружить, умеет прийти на помощь, с ней легко общаться и легко жить по соседству. С ней всегда было приятно работать. Она надежна во всех отношениях».

(О.П.Рукосуева)

Татьяна Александровна Шилова в течении 7 лет учила ребятишек начальных классов, а в школе 90, своей родной, где сама училась, преподавала русский язык, литературу, историю, ОБЖ, родиноведение. Последние годы работает в школьной библиотеке. Учащиеся обожают бывать на литературных вечерах, классных часах, библиотечных уроках, которые готовит Татьяна Александровна. Особенно любит Татьяна Александровна инсценировать с детьми рассказы и сказки, ставит с юными театралами спектакли. А какие капустники готовит для своих коллег! Сценарии пишет сама. Она активный участник районного клуба поэтов «Вдохновение», где читает стихи собственного сочинения. А как любят ее зрители, ведь Татьяна Александровна ведущая практически всех концертов и праздников, проходящих в ДК ЖД и сама занимается в вокальной группе «Лейся, песня» в муниципальном учреждении «Культура»

Мария Лужкова, газета «Чунский вестник»

***

«Валентина Андреевна Синицина много лет преподает в школе русский язык и литературу. Все ее воспитанники поступают в институты и техникумы без особых затруднений. Хорошие знания демонстрируют ее ученики, выступая на различных олимпиадах. Многие из них стали победителями и призерами. Валентина Андреевна – отличный классный руководитель. Выпускники вот уже много лет по традиции собираются у нее дома, чтобы за чашкой чая поговорить о жизни. Любимая учительница, поджидая ребят, печет торт».

Ирина Самигулина, выпускница школы 90.

***

«Мне довелось учиться в двух школах, в школе № 90 п.Чунский и в школе № 5 г.Тында. Контраст поражает, ну не чувствовал я в большой новой школе того тепла и отношения, что в старенькой сибирской поселковой школе. Учителям «пятерки» (шк. № 5 г.Тында) , честно говоря, было «до фонаря», как я учился и проводил время в школе. Успеваемость моя была в итоге на терпимом уровне, и с детских лет я даже не научился правильно держать ручку. Поэтому родной мне стала школа № 90 п.Чунский, там я научился и грамотно писать, и правильно считать, и вышивать, и многое другое».

В.Кекелев, выпускник школы 90.

«Руфина Савельевна Средняя – учитель географии – ветеран тыла, работала в школе № 90 с 1974 по 1996 год, имела за плечами богатый опыт преподавательской работы. Ранее она объездила все уголки страны, чтобы видеть своими глазами все, о чем рассказывать детям на уроках. Руфина Савельевна – отличник народного просвещения. Мои дети учились у нее и так говорили: «Уроки Руфина Савельевна проводила очень интересно, потому что все, что происходило в нашей стране, она переживала сама. ЕЕ уроки были построены на примерах из жизни».

Г.П.Карандаева, председатель ветеранского клуба «Калинушка»

***

«Бывшие ученики Любови Сергеевны Шелпаковой - Людмила Останина, Ирина Заботина, Владимир Третьяков, Татьяна Мухаметштна, Владимир Дремлюга и другие, считают, что все то, что у них есть хорошего – это заслуга их первой учительницы. Любовь Сергеевна развивала в своих питомцах любознательность, стремилась выработать в них привычку преодолевать трудности…

Она заботилась о становлении коллектива, закреплении здоровых традиций, учила ребят сопереживанию, взаимовыручке, умению понимать другого, любить прекрасное, ненавидеть безобразное.

Татьяна Мухаметшина, бывшая ученица Любови Сергеевны, так отзывается о любимом педагоге: »Такие добрые и эмоциональные люди, как наша первая учительница, просто подарок судьбы. У Любови Сергеевны позитивный взгляд на жизнь. Сорок лет прошло, как она учила нас, несмышленышей, грамоте, но всегда встреча с нею радует и вдохновляет».

М.Лужкова, газета «Чунский вестник»

Грибовская Валентина Алексеевна.

«При словосочетании женщина-математик в мыслях ассоциативно возникает имя Софьи Ковалевской, а знакомые с портретом нарисуют в воображении статную красавицу в срогом длинном платье с белым воротником и элегантной прической. А для меня ассоциативная цепочка выдаст еще один образ, до боли похожий на знаменитость во всем – Валентина Алексеевна Грибовская. Та же строгость манер, та же стать и красота, современные интерпретации знаменитой прически и безмерная любовь к математике. Случайно ли это? Я думаю – нет! И все математики нашей школы меня поддержат. Валентина Алексеевна человек во всем особенный. Она – Ковалевская нашей школы. Для многих математика – просто предмет преподавания, а для нее это нечто большее, это то, в чем она видит красоту, вдохновение, ключ к устройству мира и основу порядка во всем. Она способна заниматься ею бесконечно: одна прорешивая исключительно сложные задачи, с детьми, готовя их к олимпиадам, конкурсам, поступлению, с коллегами и студентами, помогая им освоить сложные рубежи. Она не жалеет для этого времени и не берет оплаты: все это ради любви к ней, «царице наук математике», и собственного самосовершенствования. С ней невозможно не полюбить сложнейшую стереометрию и мозголомную тригонометрию, ей под силу анализ и прикладная экономика. Но при всем при этом она остается красивой женщиной, замечательной женой и матерью, прекрасным учителем и человеком, неравнодушным к окружающим людям. В ней гармонично сливаются все сущности и противоположности, не подавляя, а только дополняя друг друга. Порой кажется, что она само совершенство, но не конфеточно - глянцевое, а живое, человеческое, которое можно выразить одним словом – Интеллигент. Да, да, именно так – с большой буквы. В жизни ее все происходит гладко, ровно, правильно, стабильно: крепкая семья, любимая работа, умный успешный сын, но это не вызывает зависти даже у особой категории людей, потому что Валентина Алексеевна такой человек, который способен вызвать чувство уважения и гордости у всех. А еще она создана для школы. Даже дата ее рождения – канун нового учебного года: это море цветов и предчувствие школы. Нынче у нее юбилей.

Но это не ее возраст. Ей столько, сколько детям в ее классе, лишь чуточку больше, как положено наставнику. Она молода душой и телом, и выглядит всегда так, как будто сейчас на сцену. Мы восхищаемся ею, мы любим ее.

О.П.Рукосуева, от имени лаборатории точных наук МОУ СОШ № 90.

  На юбилейной встрече школы до слез растрогал всех, и молодых, и людей с богатым жизненным опытом, Максим Баканович – выпускник 1996 года. Он преклонил колено перед своими учителями и пожелал, чтобы на пути его маленькой дочери  Анжелики были бы такие же Учителя.

На фото Пыренка Л.А., Михейко М.А., Жиган М.Н.

Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять "разумное, доброе, вечное". Проработав в школе 27 лет, с «уделом энтузиастов» соглашусь, а вот с тем, что замечательными учителями становятся те, кто об этом мечтал с детства, я не согласна. Героини моего сегодняшнего рассказа пришли в профессию, как и я случайно. Хотя, думается мне, что это не просто случай, это всё-таки промысел божий: исподволь направить человека именно туда, где он принесёт больше пользы и сможет реализовать себя. Сегодня я смело могу сказать, что Марина Александровна Михейко, Марина Николаевна Жиган и Людмила Анатольевна Пыренкина, встав однажды на учительский путь, не ошиблись!
Каждую из них привела в профессию своя дорога, свой «случай», но попав в школу, они навсегда остались в ней душой, помыслами, делами. Для каждой из них школа №90 стала не только первым и единственным местом работы, но и той стартовой площадкой, на которой развивались их таланты, на которой они становились истинными профессионалами. Многие согласятся с тем, что учитель - это не просто профессия, это миссия. Я думаю у каждого она своя.
Марина Александровна Михейко учитель истории и права, по мнению ребят (а с ними трудно не согласиться), самый интеллигентный учитель в школе, все 16 лет работы к каждому ребёнку в любой ситуации неизменно обращается на «Вы». И эта манера обращения старорусских учителей для неё, молодого и современного учителя, так естественна, потому что она априори относится к любому, даже маленькому человеку с уважением! А для многих это срабатывает, ещё и как прививка от хамства.
Её невозможно представить разгневанной и суетливой и это передаётся её ученикам, и особенно тем, у кого она является классным руководителем. Её классы отличаются, некой неспешностью, особой атмосферой уюта, достоинства…и знанием прав и законов. Она лауреат районного конкура «Учитель года», и замечательная мама и жена. Но главная её миссия – формировать в сознании учеников образ того учителя, которым всегда славилась Россия.
Работа учителя складывается из многих аспектов. Нелёгкий труд, круглосуточный! Мы порой забываем о своей семье, быте! Для некоторых школа стала больше, чем дом - это вся жизнь!
А жизнь ждёт от нас милосердия и доброты! И вот таким образцом милосердия и доброты в нашей школе можно считать Людмилу Анатольевну Пыренкину.
Я думаю, что о ней никто лучше, чем её ученики и выпускники не скажет. Позволю процитировать лишь некоторые высказывания, о ней от пользователей молодёжной социальной сети Интернет «Вконтакте»:
«Русский язык, литература.. Пыренкина Людмила Анатольевна! Самый мой любимый преподаватель!!! Эх, увидеть бы её снова»... Дмитрий Вентс , 21 год, Братск
«Это моя любимая классная руководительница:))))» Сашенька Рукина. Выпуск 2006.
«А Пыренкина Людмила Анатольевна ни у кого не вела?? Вот это и педагог и человек потрясающий!! До сих пор встречаемся, ездим в гости с моим Сашей (он тоже у нее учился, в одном классе были)! На свадьбу ее точно позовем))) Люблю, уважаю и обожаю этого человека»!!!! (Саган Тоня)
«Людмила Анотольевна большое вам спасибо за то, что любили нас таких, какие мы есть! И мы вас очень любим!» 11 "б" -2006 выпуск. (Маша Рахманова )
«Ребята, это самый потрясающий учитель, причем Учитель с большой буквы, я только ради нее «Войну и мир» прочитала» (Элена Цицвидзе)
«Она умничка! Она вообще супер! Мега- учитель!» Алеся Таранова. Выпуск 2008.
И этот замечательный человек.....сейчас работает моим классным руководителем!))))))) с 2007 года!))) мы все просто обожаем Людмилу Анатольевну!))) Юля Тимохина. 10Б

Согласитесь, не каждому дано «купаться» в такой любви и уважении учеников. А ведь современные дети очень требовательны к учителям, они любят не просто «добреньких». В этой любви и признание профессиональных качеств, и оценка морально-нравственной сферы учителя, как человека , его высокой коммуникативной культуры и толерантности. А всему виной её большое человеческое сердце, сердце настоящего Учителя. И её миссия любить детей!

Марина Николаевна Жиган,учитель русского языка и литературы. «Марина чув­ствовала себя в школьной атмо­сфере как рыба в воде. Её не­громкий голос своим тембром уверенно перебивал сто деци­бел. Бeсстрашно, как килем, раз­резала она надвое своей худень­кой грудью устрашающую реку . И двухметровые усатые деточки не только не сбивали прямень­кую фигурку молодой учительницы , вечно окружённую ме­люзгой, а - как-то само собою получалось - уважительно оги­бали её, как встречный камешек ­валун» - Именно такой я вспомнила её, когда она пришла к нам в школу после 3 курса института. Смерть отца подкосила материальное положение семьи, и она тогда вынуждена была перейти на заочное отделение и пойти работать.

Часто, во время уроков, проходя мимо дверей 4 кабинета, в котором работала Марина, в пол­ной тишине я слушала ласково­-строгий учительский голос, изредка ­отрывистый детский лепет, ино­гда взрывы смеха в рамках допус­тимого - и удовлетворённо на цыпочках отходила. «Из неё будет толк!» - думала тогда я и не ошиблась. На наших глазах она выросла в спокойного, мудрого уверенного в себе учителя, очень ответственного за знания, которые она даёт, и за детей, которых ей доверяют. За 20 лет работы она ни разу ни на кого не пожаловалась, и ни о ком не сказала плохо. Хотя классы ей доставались не самые лучшие. Она беспрерывно училась и работала над собой. Нет, ни для признания. Для этого она слишком скромна. Хотя оно пришло к ней - в 2009 году она стала лучшим учителем района, победив в конкурсе «Учитель года». Просто у неё миссия такая: быть примером скромности, порядочности и трудолюбия!

Я горжусь тем, что мои героини, как профессионалы прошли становление на наших глазах, впитав лучшие традиции школы, став её надеждой и опорой. Я рада тому, что у наших учеников есть и будут такие учителя, про которых можно с глубоким чувством уважения сказать: «Да, вот это Учитель, настоящий Человек, знаток своего дела. Учитель, который вкладывал душу в свою работу и учеников, и к нему хотелось придти на следующий урок, хотя предыдущий еще был не закончен…». 

Back to top